Узел ABC XYZ анализ
Данный узел или опция доступны, только если они включены в лицензии PolyAnalyst Server.
dataset abc xyz big

Узел ABC XYZ анализ — инструмент, который позволяет оптимизировать товарный ассортимент, сеть реализации товаров, систему управления и решать другие типовые задачи, стоящие перед предприятиями, занятыми в сфере торговли.

Данный узел позволяет разделить продукты на 3 группы (A, B и C) по критерию привлекательность продукта, или группы X, Y и Z по стабильности продаж. Привлекательность и стабильность продаж оцениваются по различным критериям, включая доход, рентабельность продаж или количество проданных товаров.

ABC XYZ анализ позволяет определить важные источники дохода и установить приоритеты в управлении ассортиментом товаров и услуг, выборе поставщиков, наиболее эффективных менеджеров и т.д. Товары групп AX — самые прибыльные товары, которые обеспечивают большую часть товарооборота, в то время как товары групп CZ являются наиболее вероятными кандидатами на исключение из ассортимента.

ABC XYZ-анализ основан на правиле Парето (правило 80/20), согласно которому 20% ключевых ассортиментных позиций обеспечивают 80% прибыли). В результате мы получаем группировку и распределение товаров по степени их влияния на общий результат.

Этапы работы алгоритма

Шаг 1: Выбор объектов анализа (товары, клиенты, менеджеры, поставщики, линейки продуктов и т.д.).

Шаг 2: Определение параметров оценки объектов анализа (ассортимент, объем продаж, объем заказа, прибыль и т.д.).

Шаг 3: Сортировка объектов анализа согласно указанному параметру.

Шаг 4: Распределение объектов по группам A, B и C с учетом их кумулятивной доли и определение коэффициентов вариации для анализируемых объектов.

Шаг 5: После расчета коэффициента вариации для каждого объекта все объекты сортируются в соответствии с возрастанием коэффициента и распределяются по категориям XYZ. Категория Х — объекты, коэффициент вариации которых находится в диапазоне от 0% до 10%, категория Y — 10% до 25%, категории Z — выше 25%.

Коэффициент вариации

Главная цель анализа — группировка анализируемых объектов на основе равнозначности параметров, определяемой с помощью коэффициента вариации. Коэффициент вариации рассчитывается по следующей формуле:

\[\nu =\frac{\sqrt{\frac{\sum_{i-1}^{n}(x_{i}-\bar{x})^{2}}{n}}}{\bar{x}}\times 100 \%\]

где \(x_i\) — значение параметра для оцениваемого объекта в i-том наблюдении/записи; \(\bar x\) — среднее значение параметра для оцениваемого объекта, а \(n\) — количество наблюдений. Значение под радикалом — стандартное отклонение серии вариаций. Чем больше это значение, тем дальше анализируемые значения расположены от этого среднего значения. Стандартное отклонение — абсолютная мера разброса в серии. Если стандартное отклонение равно 20, то изменение среднего значения от 100 до 100,000 повлияет на его относительную значимость.

Найденный коэффициент вариации используется для сравнения серии вариаций между собой. Коэффициенты в 20% в сравнении с 2% помогают четко определить, какие значения параметров наиболее сосредоточены вокруг среднего значения.

Размер минимального интервала

Использование XYZ-анализа оправдано, если количество интервалов (один из параметров XYZ) больше трех. Чем больше количество интервалов, тем надежнее результаты. Длительность самого интервала не должна быть меньше, чем период планирования для вашего проекта/компании.

Например, мы можем сравнить продажи молока и печенья в розничном магазине за неделю. Продукты питания поставляются и продаются ежедневно. Если сравнить продажи молока с продажами мангалов (которые заказываются примерно раз в месяц и продаются раз в пару недель), то результаты будут гораздо менее значимыми.

Более интересная ситуация возникает тогда, когда мы пытаемся проанализировать продажи и ассортимент компаний, продающих хозяйственные товары, строительные материалы, автомобильные запчасти и т.д. Финансовые планы и бухгалтерская отчетность часто составляются раз месяц, однако очевидно, что гораздо более эффективно планировать финансы компании примерно на полгода вперед. В связи с этим, выполнение анализа с использованием интервала менее квартала будет бессмысленным, поскольку все товары окажутся в категории Z.

Соединения на скрипте

Узел ABC/XYZ анализ требует наличия одного входного соединения с узлом, который генерирует таблицу данных, например, источник данных, операции со строками или операции с колонками. Выходом узла является новая таблица данных; узел может иметь любое число последующих узлов, принимающих на входе таблицу.